Главная | Наследовательное право | Основное содержание общения между взрослым и ребенком в младенчестве

Особенности общения в младенческом возрасте

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста Содержание: Психическое развитие ребенка первого года жизни 6 Глава II. Значение общения в младенческом возрасте для психического развития 13 2. Влияние матери на генезис общения ребенка со взрослым в концепциях Л. Вклад младенца в общение 21 2. Вклад родителей в общение 25 2. Формирование общения в младенческом возрасте как предпосылка развития общения в раннем детстве.

Нарушения общения 29 Заключение 34 Приложение 1. Это относительно молодое направление в психологии развития переживает в наше время настоящий исследовательский бум. Не удивительно - ведь в данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики. Со стороны практиков - психологов, психотерапевтов, психоаналитиков - существует огромный интерес к пониманию истоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело со сложными, порой таинственными, трудно объяснимыми последствиями нарушений развития, произошедших в самом начале жизненного пути пациентов[1].

Впервые определяющее значение раннего детского опыта для дальнейшего психического развития ребенка было постулировано в психоаналитической теории.

Еще по теме Младенчество:

Занимаясь ретроспективным поиском следов переживаний детства, 3. Фрейд заложил основу новой традиции в психиатрии и психологии. Опыт, пережитый ребенком в этот период, стал рассматриваться как фундамент дальнейшего психического развития, и ему было приписано решающее значение в возникновении возможных невротических и психических нарушений у взрослых пациентов. Риббл впервые выдвинула идею о том, что отсутствие материнской любви и заботы может вызвать физические и психические нарушения. Уже тогда в детской психиатрии существовало представление об исключительной значимости материнского ухода для успешного психического развития ребенка.

Материнская забота рассматривалась как незаменимая, а успешность развития взаимоотношений между матерью и ребенком ставилась в исключительную зависимость от уровня эмоционального контакта в паре. Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым.

Как показали исследования Д. Лисиной, специфическая особенность ведущего типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность и есть общение. Лисина считает, что до месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрослым, с развитием действий общение становится ситуативно-деловым между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка.

Сегодня психиатры и псих отерапевты признали, что развитие младенца может быть рассмотрено лишь в контексте его отношений с матерью или другими ухаживающими лицами из его социального окружения, а ранние формы интеракции означают больше, чем простой эмоциональный взаимообмен. Проанализировать роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста. Объект исследования — психологическое развитие ребенка младенческого возраста. Предмет исследования - роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.

Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи работы: Рассмотреть особенности психического развития ребенка первого года жизни. Теоретическое исследование значения общения в младенческом возрасте для психического развития. Результаты теоретического исследования должны подтвердить существующие положения: Психическое развитие ребенка первого года жизни С момента рождения ребенка начинается новый этап его развития, который характеризуется переходом из относительно однородной среды материнского организма в мир, полный разнообразных раздражителей.

Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма дыхания, кровообращения. Младенец вооружен определенным количеством безусловных рефлексов защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, сосательный и т. Большинство этих врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери через стенки сосудов плаценты — детского места — из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород , то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию через рот.

После того как легкие наполняются воздухом, целая система малыш включается в ритмические дыхательные движения.

основное содержание общения между взрослым и ребенком в младенчестве своему

Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Вся активность младенца направлена на сосание ради насыщения. Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных, форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей потребностей в кислороде, пище, тепле. Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка. Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения.

Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности потребности в получении впечатлений, в движении, в общении с взрослыми. На основе этих потребностей осуществляется психическое развитие.

Потребность в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный аппарат и слуховой аппарат новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа еще крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся на близком расстоянии.

Слуховые реакции — только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает, реагировать уже на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног и головы, прекращение плача — происходит зрительное и слуховое сосредоточение. Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений.

Развитие работы зрительного и слухового аппарата, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Хотя количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, сами эти клетки недостаточно развиты. Несмотря на это, уже в период новорожденности и даже у детей, родившихся недоношенными оказывается вполне возможным образование условных рефлексов.

Это служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга — кора больших полушарий.

Общая психологическая характеристика дошкольного возраста (но взглядам отечественных ученых)

С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки мозга, которые связаны с получением внешних впечатлений: Само по себе созревание мозга не может обеспечить развитие органов чувств новорожденного.

Это развитие происходит только под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно само созревание мозга. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств анализаторов , поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции отсутствия достаточного количества внешних впечатлений , его развитие резко замедляется.

Если же ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения , создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Организатором зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, является взрослые.

Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка кормит, купает и т. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях.

Удивительно, но факт! Особенности общения младенца со взрослыми Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности - человеческое лицо. У нас возникает впечатление, что он узнал погремушку, вспомнил, что она может издавать звук и что для этого ее нужно потрясти.

Младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления. В результате общения взрослого с малышом У последнего вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, — комплекс оживления. Комплекс оживления представляет собой выражение появившейся потребности в общении с взрослым — первой социальной потребности ребенка.

Потребность в общении развивается на протяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общение взрослого с ребенком определяет психическое самочувствие малыша. Не только ребенок подвергается влиянию взрослого, но и взрослый подвергается влиянию ребенка. У новорожденного отчетливо представлен набор поведенческих действий, которые вызывают у взрослого, и особенно у матери ребенка, определенные реакции, часто не побеждаемые здравым смыслом и пониманием того, как в действительности следовало бы поступить.

При правильных методах воспитания непосредственное общение общение ради общения , характерное для начала младенчества, перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый постепенно вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, помогает ребенку выполнить нужное действие.

На протяжении младенческого возраста в процессе взаимодействия ребенка со взрослым у малыша развивается способность к подражанию действиям взрослого. Подражательность открывает все расширяющиеся возможности обучения. Во втором полугодии младенец начинает, хотя и не сразу, воспроизводить показанное ему действие. К концу младенческого возраста подражательность становится настолько развитой, что ребенок может довольно быстро овладеть многими действиями, которые ему демонстрирует взрослый.

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития ребенка, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у него под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения, т. Взрослый не только удовлетворяет потребности ребенка и учит его действовать с предметами, он всегда оценивает поведение малыша, выражая свое одобрение улыбкой, порицание - хмурым взглядом.

Удивительно, но факт! Содержание потребности в общении:

Благодаря этому ребенок постепенно осваивает необходимые привычки, учится правильно себя вести. Нарастающая потребность в общении с взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею. К концу младенческого возраста ребенок научается устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. Эта связь выражается в поиске предмета и нахождении его. В этом случае мы говорим, что ребенок начал понимать речь. С началом понимания речи взрослого и с употреблением первых слов, ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, требуя названий все новых и новых предметов.

На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; научается тянуться к предметам, схватывать и удерживать их и, наконец, манипулировать ими. Все эти движения и действия с предметами являются как бы ступеньками, ведущими к овладению свойственными человеку формами поведения.


Читайте также:

  • Военные юристы онлайн бесплатно круглосуточно
  • Что нового об ипотеке в красноярске
  • Можно ли поменять программу по ипотеке