Главная | Наследовательное право | Брачно семейное право византии

Государство и право Византии

В советское время лишь некоторые исследователи Е. Медведев обращались к вопросам развития византийского права и отдельных его отраслей. Больший интерес по понятным причинам проявлялся к развитию экономики. Представляется, что изучением византийского права следует заниматься хотя бы потому, что многие его нормы вместе с христианством были заимствованы Древней Русью.

Особенно это коснулось брачно-семейного права. Главный его источник до начала XX в. Источником семейного права в Византии длительное время являлось законодательство Юстиниана. Вплоть до VIII в. Принятая в начале VIII в. После свержения императоров-иконоборцев в IX в. Последующие законодательные сборники - "Прохирон" IX в. В поздневизантийскую эпоху вопросы брака затрагивались в отдельных законах василевсов.

Удивительно, но факт! Это ослабление экономической мощи монарха влекло за собой постепенное падение их политического авторитета, ослабление централизованной власти, засилье земельной аристократии, а в конечном счете и падению Византии. К этому виду преступления относился также поджог, а также неосторожное обращение с чужим имуществом.

Большое значение в византийском семейном праве имело церковное законодательство. Ряд постановлений церковных соборов особенно Трулльского, - гг. В более или менее обобщенном виде нормы брачного права Византии XIV в. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах: Правовая культура Византийской империи. Определение брака, повторяющееся почти во всех источниках византийского права, дано римским юристом Модестином: Обобщенное определение брака дает "Алфавитная Синтагма" Матфея Властаря: По мнению канониста конца XIX в.

Поскольку брак - "институт, на котором зиждется человеческое общество во всех его видах, то вступление в этот союз не может быть только делом одного личного произвола каждого мужчины и каждой женщины, чувствующих влечение друг к другу. Условия для заключения брака в Восточной Римской империи сначала были предусмотрены только гражданским законодательством, но по мере роста влияния церкви они дополнялись церковными ограничениями.

Впоследствии многие ограничения вместе с церковным правом переняла Русь. По праву Юстиниана нельзя было вступать в брак кровным родственникам. В "Прохироне" запрет вступать в брак между собой установлен для кровных родственников до пятой степени включительно, в "Василиках" - до шестой степени, а император Мануил Комнин в г. За нарушение запрета "виновные в кровосмешении - родители с детьми или дети с родителями, или братья с сестрами - подлежат казни мечом. Виновные в том же, если они являются другими родственниками, то есть отец, вступающий в связь с женой своего сына, или сын с женой своего отца, то есть с мачехой, или отчим с падчерицей, или брат с женой брата, или дядя с племянницей, или племянник с теткой, наказываются обрезанием носа.

Тем же наказывается и та, которая сознательно участвовала в этом Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Теща и зять состоят, т. Препятствием к заключению брака являлось и духовное родство. Запрещалось вступать в брак "тем, кто соединен между собою узами святого и спасительного крещения, то есть крестному с его [крестной] дочерью и ее матерью, так же как и его сыну с подобной [крестной] дочерью и ее матерью".

За нарушение полагалось следующее наказание: По законодательству Юстиниана браку предшествовал сговор sponsalia , для которого требовалось согласие жениха: Принимая во внимание, что сговор мог быть произведен и в раннем возрасте жениха и невесты, начиная с семи лет, можно сказать, что их действительное согласие на будущий брак было под вопросом. По "Эклоге" "обручение христиан происходит между лицами младшего возраста, начиная от семи лет и позже, по взаимному желанию обрученных и с согласия их родителей и родственников" и сопровождается задатком, выплачиваемым женихом.

Но семилетний возраст обручаемых в "Прохироне" противоречил нормам церковного права, которые приравнивали обручение к браку, получалось, что брак можно было заключать с семи лет. Лев VI в Новеллах решил проблему, установив два вида обручения: Разграничив два вида обручения, Лев VI снял возрастное противоречие: Такой же брачный возраст указан в "Прохироне" и в поздневизантийских правовых сборниках.

Итак, помолвка - сговор - или гражданский договор о браке был возможен с семи лет, а церковное обручение - по достижении брачного возраста. В церковном праве был установлен и верхний возрастной предел для вступления в брак: Возможен ли был законный брак без церковного обручения? Но в г. Лев VI издал Новеллу, повелевавшую "утверждать браки свидетельством священного благословения, так что где не усмотрится То есть законным стал признаваться только брак, заключенный в церкви.

Таким образом, в начале XIV в.

брачно семейное право византии этих

Отметим, что помолвка - гражданское соглашение о браке - рассматривалась как формальное обязательство, которое скреплялось задатком. При расторжении соглашения об обручении по инициативе обрученного, если соглашение было заключено в устной форме с дачей задатка, виновник терял свой задаток.

был брачно семейное право византии привел

Невеста, разорвавшая соглашение по своей инициативе, теряла задаток в двойном размере. Если же соглашение об обручении было оформлено письменным договором, то сторона, нарушившая договор, несла ответственность в размерах, предусмотренных договором. Законоположения "Эклоги" об обручении повторяются в последующих законодательных актах. При императоре Алексее Комнине такой договор считался "неполным обручением", которое можно было расторгнуть.

Условиями заключения брака, обязательными для выполнения, являлись согласие жениха, если он уже вышел из-под власти отца, согласие родителей отца жениха, согласие родителей отца невесты. Согласие самой невесты становилось обязательным условием только в том случае, если невеста вышла из-под власти отца либо опекунов.

Необходимым условием было наличие приданого со стороны невесты и предбрачного дара гипоболон, со стороны жениха. Они являлись дополнительной гарантией обязательности брачного соглашения, служили экономической основой для молодой семьи и подлежали особому регулированию в случае расторжения брака. Институт приданого существовал в римском праве испокон веков. Приданое dos - это имущество, которое выделено мужу либо главой семьи жены dos profectitia , либо самой женой, либо посторонним лицом dos adventicia и установлено специальным актом.

После того как у приданого появилась штрафная функция, предбрачный дар мужа также приобрел особое значение: По законодательству Юстиниана стоимость этого donatio propter nuptias "дара по поводу брака" должна была равняться стоимости приданного. Лев VI издал Новеллу, по которой "приданое должно иметь большее значение, чем дар, сделанный по случаю брака. Впрочем, в случае смерти мужа бездетного, если не было особого условия, жена получает и приданое, и дар, сделанный по случаю брака, и больше ничего. При заключении брака муж подтверждал согласие на получение им полного приданого и "на его безущербное и полноценное сохранение и сбережение Daily Life in the Byzantine Empire.

Согласно Новеллам Юстиниана жена при вступлении в брак приносила приданое, обычно не превышающее ста фунтов.

Если принять во внимание, что фунт содержал 72 номизмы или солида, по терминологии VI в. В Кодексе Юстиниана особое внимание уделено случаям, когда приданое было обещано, но не вручено; подобное предусмотрено и "Эклогой". По Кодексу муж или его наследники имели право в течение одного года со времени смерти мужа или жены либо с момента прекращения брака возбудить иск об обещанном, но не переданном приданом. В Новелле Юстиниана говорится, что если муж после двух лет брака не получил обещанного приданого, то он или его наследники имеют право в течение года взыскать приданое в судебном порядке.

Оцененное приданое отдается на страх мужа: Когда муж оказывается несостоятельным в заключенном браке, жена может удерживать его имущество в свое приданое, предпочтительно пред всяким заимодавцем и тем, кто имеет залог. Впрочем, она не может отчуждать того, чем владеет, так как должна на это кормить себя саму, мужа и детей своих Евстафия Романа - упомянут казус, когда женщина возбудила иск против мужа, продавшего ее приданое.

Удивительно, но факт! Это были класмы -- общинные земли, переходившие в государственную собственность. При назначении наказания учитывался рецидив.

Еще один случай из "Пиры" - о предоставлении займа женатому мужчине: Жена предъявила к кредитору дотальный иск, который был удовлетворен. Согласно "Эклоге" "если жена принесла приданое своему мужу и если случится, что муж при каких-либо обстоятельствах претерпел убытки или оказался в долгу либо перед казной, либо перед каким-либо другим кредитором, то в случае смерти мужа не имеет права ни фиск, ни другой кредитор войти в дом его и взять что-либо оттуда до тех пор, пока жена не восполнит своего приданого.

Довольно подробно регулировалось в законах использование приданого и брачного дара при расторжении брака как вследствие смерти одного из супругов, так и после развода в законном порядке. Так, согласно "Эклоге" если жена умирала раньше мужа бездетной, то он "одну четвертую часть приданого удерживает в свою пользу; остающиеся же три четверти от этого приданого возвращаются наследникам по воле умершей либо отдаются ее Если же муж умирает раньше своей жены бездетным Законодателей больше интересовал вопрос имущественных отношений в браке, но личные отношения супругов тоже не остались без внимания.

Еще в позднеримскую эпоху, хотя главенство в браке осталось у мужа, он уже не имел полной власти над женой, которая фактически стала его равноправной подругой. По гражданскому законодательству она получала его имя и социальный статус, разделяла его местожительство domicilium. Христианский брак предполагал соблюдение определенных заповедей. Так, мужу принадлежало право управлять семьей, но "действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера.

Муж и жена должны были любить друг друга, быть преданными друг другу, хранить верность.

Нарушители семейных устоев жестоко наказывались. Так, по "Эклоге" "имеющий жену и развратничающий да получит для назидания 12 ударов, будь то богатый или бедный". После же отрезания носа совершившая прелюбодеяние возьмет свои вещи, которые она принесла мужу и ничего больше. Совершивший же прелюбодеяние не разлучается со своей женой, хотя у него и отрезан нос. Тот, кто знает о прелюбодеянии своей жены и допускает это, да будет высечен и изгнан. С одной стороны, здесь подчеркивается цель брака - жить вместе счастливо и благополучно, но с другой стороны, задача этой Новеллы - разрешить расторгать брак с женой, "впавшей в безумие".

Похожие главы из других работ:

Так, после начала болезни муж должен был ухаживать за больной женой три года: Видимо, законодатель считал, что женщина более терпелива и сможет выдержать болезнь мужа дольше. Патриарший суд над убийцами в Византии в X - XV вв. Терпение и несколько приниженное положение женщины подчеркивалось и в "Василиках". Например, "если кто-либо станет бить свою жену плетями или палками Кроме того, женщине следовало избегать общения с посторонними мужчинами, в том числе в церкви, так как "если кто-либо встретит свою жену, или дочь, или внучку, или невесту беседующими с каким-либо мужчиной в священных местах, и заподозрит, что они беседуют ради гнусной цели, то их должно Рассматривая положение женщины в Византии, ученые заметили определенное противоречие:


Читайте также:

  • Договор безвозмездной передачи движимого имущества в собственность образец
  • Что такое кредит под ипотеку
  • Кто имеет право ознакомитьсяс завещанием
  • Россельхозбанк тамбов ипотека под материнский капитал