Главная | Защита прав потребителя | Раскройте задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом: Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: Задача детского сада, как отмечает Л. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров сказка, загадка, пословица, небылица и др. В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой — с произведениями А.

Ушинского, братьев Гримм, X. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора — педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме — предметную изобразительность персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев , речевой строй и композицию. Критерии отбора книг для детей: Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.

Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений: Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Произведения русской и зарубежной классической литературы. Произведения современной русской и зарубежной литературы. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: Методика художественного чтения и рассказывания детям Кратко остановлюсь на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие: Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

Значительная часть литературных произведений читается по книге. Это относительно свободная передача текста возможны перестановка слов, замена их, толкование. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Библиотека

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Заучивание наизусть Выбор способа передачи произведения чтение или рассказывание зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на НОД. Конина выделяет несколько типов НОД: Чтение или рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных или единством образов две сказки о лисичке. Можно объединять произведения одного жанра два рассказа с моральным содержанием или несколько жанров загадка, рассказ, стихотворение. На таких НОД объединяют новый и уже знакомый материал. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: На подобных НОД учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

В подборе материала должна быть определенная логика — усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: Чтение как часть занятия по развитию речи: В методике НОД следует выделить такие вопросы, как подготовка к НОД и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к НОД включает следующие моменты: Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное прочувствовали его. С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: Далее идет работа над выразительностью передачи: В предварительную работу входит и подготовка детей.

Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций. Объяснение незнакомых слов — обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме. Методика проведения НОД по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.

В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Проведение НОД требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям.

Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки.

Удивительно, но факт! В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Невозможно также объяснить юмор.

Далее нужно назвать произведение, его жанр рассказ, сказка, стихотворение , имя автора. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям.

Похожие файлы

Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей. Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так: Нравится герой или нет? Зачем писатель рассказал нам эту историю?

Удивительно, но факт! Пересказывать знакомые сказки, исполнять наизусть стихи, участвовать в драматизациях.

При чтении научно-популярных книг, например о труде, о природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в процесс чтения. Содержание книг познавательного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи по книгам С. В конце НОД возможны повторное чтение произведения если оно короткое и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Удивительно, но факт! К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип — показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В.

раскройте задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой Диаспар сможет

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части.

И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.


Читайте также:

  • Договор уступки права требования на квартиру как вернуть деньги
  • Что поставить в квартиру для сдачи в аренду
  • Исковое заявление о признании права собственности для приватизации
  • Кто имеет право на наследство дарственной квартиры
  • Семейное право и гражданское право отличия