Главная | Земельные вопросы | Кражи из подвижного состава

Расследование хищений имущества, совершаемых на транспорте

Особенности расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспортатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции Курбатова, Марина Ивановна, кандидата юридических наук Введение. Понятие и содержание элементов криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Способы совершения краж грузов как один из основных элементов криминалистической характеристики. Особенности других элементов криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные следственные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования. Версии и планирование расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Типичные следственные ситуации и программа действий следователя на последующем этапе расследования.

В первом полугодии г. В результате реформирования сети железных дорог за последнее время перед перевозчиком ставятся особые задачи, в первую очередь связанные с качеством предоставляемых услуг. Их решение будет зависеть от возможности обеспечения конкурентными сегментами рынка транспортных услуг сохранности перевозимых грузов. Обеспечение сохранности перевозимых грузов по-прежнему остается одной из главных задач органов внутренних дел на транспорте. Так, в г. Рост преступности, сопровождающий социально-экономические преобразования в нашем обществе, побуждает к поиску новых форм и методов расследования преступлений, к созданию современных теоретических разработок в науке криминалистике.

Расследование этого вида преступлений, как правило, осложнено рядом факторов. Наиболее значимые из них: Заявление Министра путей сообщения Российской Федерации па селекторном совещании "О результатах эксплуатационной и финансово-экономической деятельности предприятий отрасли в сентябре и III квартале г.

Хищения на железной дороге сотрудниками РЖД

Доклад на конференции "Порты и портовое хозяйство. Проблемы и решения - " 17 апреля г. Все это приводит к тому, что отдельным лицам удается совершать за короткий промежуток времени несколько краж одним способом, причинив значительный материальный ущерб. Для квалифицированного расследования хищений грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте важно знать организацию коммерческих и грузовых работ железнодорожного транспорта, конструктивные особенности различных объектов подвижного состава вагоны, полувагоны, контейнеры, цистерны и т.

Это требует от следователя большой организованности и собранности, правильного распределения рабочего времени, продумывания очередности проведения следственных действий и организационных мероприятий. Поэтому успешное раскрытие краж грузов, зависит от овладения следователем криминалистическими методами расследования данных преступлений и умелого их применения.

Проекты по теме:

Разработкой проблем расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта в свое время занимались такие ученые, как Н. Однако за время, прошедшее с момента выхода последней из работ этих авторов, в теории криминалистики и практике расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта произошли значительные изменения. Современные условия, новые способы совершения преступлений подчеркивают актуальность пересмотра отдельных положений методики расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном и последующих этапах расследования, особенности тактики производства отдельных следственных действий предполагают выработку конкретных рекомендаций по созданию методики расследования данных преступлений. Необходимо также учитывать, что изменилось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Названные положения и определили выбор темы диссертационного исследования. Объектом исследования является как деятельность органов внутренних дел па транспорте по расследованию краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта, так и действия лиц, занимающихся этим видом противоправной деятельности. Предметом исследования служат закономерности совершения и расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Цели и задачи исследования. Основной целью является комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с организацией расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта, а также разработка рекомендаций, по совершенствованию деятельности следователей на первоначальном и последующем этапах расследования дел дайной категории. Для достижения указанной цели предпринята попытка решения следующих задач: Методология и методика исследования. Обоснованность выводов, содержащихся в диссертации, достигается за счет применения диалектического метода познания реальной действительности; системного подхода и использования методов сравнительно-правового, ситуационного, исторического, математического, конкретно - социологического и статистического анализа.

В качестве основных нормативных источников для обоснования выводов и рекомендаций использованы Конституция Российской Федерации; федеральные законы и постановления, принятые Верховным Советом и Государственной Думой Российской Федерации; Указы Президента Российской Федерации; постановления высших судебных органов государства; нормативные акты МВД России, Министерства путей сообщения и иных министерств и ведомств Российской Федерации, относящиеся к теме исследования.

Исследование проводилось на основе достижений в области науки криминалистики, уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности, криминологии и судебной психологии. Эмпирической основой диссертационного исследования послужили результаты проведенного по специально разработанной программе изучения архивных и прекращенных уголовных дел, расследовавшихся в - гг. Кроме того, по специально разработанным опросным листам опрошены сотрудников правоохранительных органов на транспорте в Иркутской, Омской, Тюменской, Саратовской областях.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые с учетом реалий сегодняшнего дня на монографическом уровне предпринята попытка разработки частной методики расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта, рассмотрены понятие и содержание криминалистической характеристики данной категории краж; на основе современного опыта органов внутренних дел на транспорте изложена классификация способов совершения преступления и определены признаки, позволяющие в процессе расследования выявлять и фиксировать доказательственную информацию; предложен комплекс мероприятий в стадии возбуждения уголовных дел, а также по созданию программы действий следователя в типичных следственных ситуациях первоначального и последующего этапов расследования; дан перечень его действий но каждому из направлений расследования; изложены рекомендации по эффективному проведению следственных действий с учетом новейших достижений науки и практики.

Основные положения, выносимые на защиту: Содержание типовой криминалистической характеристики краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта составляют такие ее взаимозависимые элементы, как сущность типичной обстановки, в которой совершается кража; данные о предмете преступного посягательства и способах совершения преступления действия по его подготовке, совершению и сокрытию ; информация, отраженная в типовых документах; сведения о механизме слсдообразования и личности преступника.

Способы краж грузов на железнодорожном транспорте являются полноструктурными, включающими в себя подготовку, совершение и сокрытие преступления. Способы подготовки включают действия: Кражи грузов совершаются путем как тайного, так и открытого проникновения на объект железнодорожного транспорта.

Удивительно, но факт! За один квартал выявлено случаев незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом 2,87 п.

Все действия по сокрытию данных преступлений подразделяются на ряд маскировок нарушения целостности объектов железнодорожного транспорта. Следы, обнаруженные па месте преступления индивидуальны, что позволяет их классифицировать на определенные группы. Лиц, совершающих указанные кражи, предлагается классифицировать в группы по роду деятельности и обязанностей относительно груза, подвижного состава.

Предлагается классификация групп, специализирующихся па кражах грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Программа действий следователя па этапе возбуждения уголовных дел о кражах грузов из подвижного состава обусловлена особенностями предварительной проверки и наличием служебного расследования, проведенного работниками железнодорожного транспорта. Выявлены особенности тактики отдельных следственных действий и предлагаются рекомендации по их производству при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Предлагается классификация типичных и частных следственных ситуаций и программа действий следователя в каждой из них, в зависимости от этапов расследования. Определенной следственной ситуации соответствует группа типичных версий, выдвигаемых при расследовании краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта. Их последовательная проверка позволяет планировать основные мероприятия для достижения оптимального результата. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, направлены на совершенствование научных разработок в криминалистике, судебной экспертизе, уголовном праве и уголовном процессе, оперативно-розыскной деятельности, регулирующих отдельные вопросы борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте.

Кроме этого, материалы диссертации найдут отражение в учебном процессе при преподавании курса криминалистики, в дальнейших научных исследованиях проблем данной тематики. Практическая значимость исследования заключается в том, что с учетом современной правоприменительной практики и обновляющегося законодательства Российской Федерации разработана частная методика расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта, которая используется следственными подразделениями органов внутренних дел на транспорте.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в научных сообщениях на заседаниях кафедр криминалистики Омской академии МВД России и уголовного права и процесса Омского государственного университета. Ряд положений и выводов был представлен автором на паучпо-практичсских конференциях и научно-практических семинарах, проходивших в Сибирском юридическом институте МВД России и Омской академии МВД России. По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом 2,87 п. Подготовленные по результатам исследования методические рекомендации по расследованию краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта внедрены в практическую деятельность Саратовского ЛУВДТ и ЛОВД ст.

Омск, а также используются в учебном процессе по курсу криминалистики в Омской академии МВД России и Омском государственном университете, что подтверждено актами внедрения. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Криминалистическая характеристика краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта должна не только давать объективное представление о преступлении, но и указывать на его признаки, являющиеся отправными для методики расследования, т.

Как показывает анализ практики расследования дел данной категории, на выбор преступниками конкретного способа совершения преступления оказывают влияние факторы объективного и субъективного характера. К числу объективных следует отнести: Факторами субъективного характера являются: Для создания методики расследования дел данной категории целесообразно классификацию способов совершения краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта дать относительно классификаций внутри его основных элементов, то есть внутри способов подготовки, непосредственного совершения краж грузов и сокрытия данных преступлений.

Для организации розыска похищенного имущества, возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, принципиальное значение имеют количественные и качественные признаки не только предмета посягательства, но и признаки сопутствующих объектов упаковки, тары. Специфика расследования хищений груза определяется расстоянием перевозки от пункта передачи груза для транспортировки до места обнаружения хищения, временем обнаружения хищения, видами транспортных средств, используемых для перевозки груза. Часто бывает так, что они находятся за многие сотни и даже тысячи километров друг от друга.

Поэтому обнаружение кражи на станции назначения, сортировки груза или на промежуточных станциях еще не свидетельствует о том, что именно здесь совершено преступление. Проведенные нами исследования свидетельствуют, что хищения груза совершаются в следующих местах: Время совершения кражи грузов работниками железной дороги обусловлено рабочим служебным понятием времени в течение смены или после нее , частью технологического процесса перевозки и стадией перевозочного процесса.

Выбор времени совершения краж грузов липами, не связанными но работе с железнодорожным транспортом, обусловлен его астрономическим понятием. Установить маршрут и время следования подвижного состава, наиболее вероятные места кражи груза, а также выявить круг лиц, которые могли быть причастны к краже груза из подвижного состава, поможет изучение перевозочных документов, а также акта общей формы, коммерческого акта, некоторых учетных книг и иных документов.

Анализ практики расследования уголовных дел указанной категории позволяет сделать выводы, что наиболее типичные следы выявляются там, где груз находился до его хищения в подвижном составе , либо в местах, где груз был обнаружен после совершения преступления, а также на предметах преступного посягательства самом грузе, его таре и упаковке. Современный технологический процесс большинства грузовых и сортировочных станций построен таким образом, что в одновременной обработке подвижного состава и груза участвуют различные службы.

В таких условиях совершить одному кражу груза на крупной станции очень сложно. Поэтому в криминалистической характеристике краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта важное значение имеют сведения относительно совершения преступления группой лиц. Основным поводом к началу уголовно-процессуальной деятельности по исследуемой категории дел является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, дающих основание предположить о наличии уголовно - наказуемого деяния п.

Изучение практики расследования краж грузов позволяет классифицировать возникающие при этом следственные ситуации: В зависимости от места обнаружения недостачи данная ситуация подразделяется на две группы. Методика расследования на последующем этапе будет иметь особенности, если: Анализ практики расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта показывает, что в дайной следственной ситуации следует говорить о ее разновидностях. Деление на следственные ситуации поможет следователю лучше организовать процесс доказывания.

Анализ научных работ и практики расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта свидетельствует, что типичные версии, изложенные как в специальной литературе, так и в материалах расследования конкретных уголовных дел, не всегда являются достаточно систематизированными. По нашему мнению, определенной типичной следственной ситуации должна соответствовать группа типичных версий при планировании расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта.

Так, при получении первичной информации о преступлении в условиях первой следственной ситуации следователь выдвигает, как правило, типичные версии о причинах образовавшейся недостачи, возможных субъеетах преступления, состоянии ЗПУ, пломб, закруток и исправности вагона контейнера , в котором обнаружена недостача груза.

будучи кражи из подвижного состава Зачем так

Кроме того, выдвигаются версии в зависимости от того, когда была обнаружена недостача, и совпадает или нет место совершения преступления с местом его обнаружения. В тех следственных ситуациях, когда имеются признаки, указывающие на совершение преступления, но нет сведений о лицах, совершивших кражу, или когда имеются сведения о лицах, совершивших кражу, но лицо ие задержано, особое внимание уделяется определению свидетельской базы.

кражи из подвижного состава его глаза

При построении версий во второй и четвертой следственных ситуациях необходимо учитывать профессиональные, возрастные, психологические и иные свойства преступника. Знание характера преступника, его физического состояния, образа жизни, привычек, преступных и иных связей позволит сделать вывод о вероятных каналах и способах реализации похищенного, а также местах и способах сокрытия материальных ценностей, что, в свою очередь, будет способствовать быстрому и эффективному поиску преступника и похищенного.

Удивительно, но факт! Первоначальные следственные действия по делам о хищениях грузов из водного транспорта имеют свои особенности.

Действия следователя в данных следственных ситуациях должны быть направлены па получение информации о месте нахождения похищенного груза и определение возможных мест его сокрытия и реализации. В условиях третьей следственной ситуации действия следователя должны быть направлены па установление отправителя и получателя обнаруженного груза, а также на выявление лиц, причастных к его хищению. Типичные версии в данной ситуации имеют свои особенности в зависимости от того, где был обнаружен груз.

Выдвижение версий в условиях пятой следственной ситуации расследование направлено на расширение доказательственной базы по делу.


Читайте также:

  • Бесплатный проезд по пенсионному удостоверению в кемеровской области
  • Как снять обременение с квартиры по ипотеке сбербанк
  • Помощь военных юристов в москве